Игры и игрушки от 2 до 3 лет

31 марта 2017

Игры и игрушки от двух до трех лет

Игра для ребенка – это не просто веселое времяпрепровождение, это серьезная и важная познавательная деятельность. А возраст с 2 до 3 лет - период, когда ребенок учится играть. Да, этому тоже нужно научиться. Поэтому то, какие игрушки окружают ребенка, в какие игры с ним играют мама и папа, сколько времени ребенок проводит в свободной игре, а сколько в развивающих занятиях имеет большое значение для его способности в старшем возрасте найти себе занятие по душе. А чтобы игра и игрушка были полезны и помогали малышу развиваться, нужно понимать, что, собственно, у него там сейчас развивается.

Пожалуй, самое важное событие в жизни ребенка на этом этапе – у него развивается речь от простого лепета к связным фразам и предложениям. Конечно, это зависит от личных особенностей каждого ребенка: кто-то уже трещит без умолку, кто-то пока часть слов заменяет имитирующими звуками и словами на своем языке. Важно одно - ребенок стремится выразить свои мысли. И если прислушаться, делает это довольно связно. Активный и пассивный словарный запас стремительно пополняются. И общение с ребенком из режима радио переходит в полноценный диалог. Поэтому двухлетнему ребенку будут полезны игры и занятия на пополнение словарного запаса: рассматривание и чтение книг, репродукций художников, да и мира вокруг с называнием всех предметов и описанием процессов, знакомство с новыми предметами и понятиями, игры-инсценировки прошедших событий. Известно, что ребенок лучше запоминает то, что он может потрогать, поэтому полезно не только разглядывать картинки, но “ощупывать” предметы в реальной жизни: построить зоопарк с фигурками животных, устроить в ванной рыбалку и т.п., и, конечно, игры на развитие мелкой моторики, как известно, способствуют развитию речи. Игры с прищепками, пинцетом, пипеткой, мелкими предметами, шнуровками – все, то, что тренирует маленькие пальчики.

Второе важное событие - ребенок все больше времени способен сосредотачиваться на одной задаче, концентрировать внимание. Для того, чтобы эта способность развивалась правильно, необходимо, чтобы у ребенка было достаточно интересных и требующих концентрации задач (предметно-манипулятивной деятельности), общение с близкими (слушая взрослого ребенок концентрируется), физическая активность (ребенок быстро устает, ему нужна разрядка и смена деятельности).

Для концентрации внимания можно придумать множество игр: это и обычные мозаики, и переливания воды, и пересыпания круп, раскладывание шариков по ячейкам, нанизывание бусин, раскладывание реальных предметов по карточкам с их изображением. Вот, например, занятие, которое очень любит моя дочка: разворачивать завернутые в фольгу и бумагу мелкие предметы – это полезная деятельность для пальцев, требует концентрации и очень интересна деткам, потому что неизвестно, что там за сюрприз. Можно усложнять сенсорные коробки: прятать в них мелкие предметы, а потом раскладывать их по карточкам с соответствующим изображением (можно сфотографировать заранее и распечатать).

Кстати, умение сосредотачиваться, внимательно следить за действиями взрослого о повторять за ним открывает новое веселое времяпрепровождение: совместные танцы и гимнастику. Простейшие движения под стишок или песню: ножками потопали, ручками похлопали, хвостиками помахали, пальчиками потрясли. Это весело, подвижно и очень нравится детям.

Третье событие (неразрывно связанное с первым и вторым) - активно развивается воображение. Ребенок может говорить по вымышленному телефону, разглядеть в своих рисунках, как собачка едет на поезде в гости к бабушке, сварить в ванной суп из воды – то есть не только то, что показала ему мама, как в 1,5 года, а придумать что-то свое (хоть и взятое из ежедневного опыта). Большую значение в развитии воображения имеет игра с участием взрослого. Именно взрослый инициирует игру, предлагает сюжет, показывает предметы-заместители. Поначалу ребенок повторяет только то, что уже показал взрослый, чуть позже он немного добавляет свое, но до трех лет практически не выходит за рамки сценария. Чтение сказок тоже стимулирует воображение, сказки потом можно проигрывать при помощи передаточных кукол, кукол из бумаги или фигурок, да любого материала. Дочка очень любит сказку “Теремок”, мы ее однажды спонтанно “экранизировали” просто валяясь всей семьей вечером на кровати: соорудили из подушек домик, в нем уже жила дочка Мышка-норушка (сама придумала), потом пришел папа (Волк Зубами Щелк), а мне пришлось отдуваться за всех остальных. Также для развития воображения не стоит спешить с покупкой реальных предметов для игры: посуды, продуктов, кроваток и мебели. Хоть я уже и сделала из картона игрушечную кухню, в ней все достаточно условно и не так приближено к реальности, как у готовой детской кухни. Дочка обожает там возиться, и я вижу, как день ото дня у нее появляются новые действия, новые предметы, она раздает своим гостям невидимые пирожные, представляет как режет деревянную морковку одноразовым ножиком, разливает чай из лейки по стаканчикам от пирамидки, она моет посуду несуществующей водой, а сегодня этой же водой помыла свой настоящий стул, на который разлила суп. Я, конечно, мечтаю о посудке, но не тороплюсь.

Совместное рисование – это еще один способ подстегнуть воображение. Но очень важно в процесс детского творчества не вмешиваться, не исправлять, не навязывать шаблонов, не рисовать свои солнышки и зайчики. Детский рисунок проходит определенные этапы, и в возрасте двух лет совершенно нормально рисовать каляки-маляки, а не кружки с лучиками. Главное, чтоб в этих каляках ребенок узнавал сюжет, предмет. Совершенно не важно, что назавтра он уже назовет свое кляксу другим словом. Рисовать можно не только красками и карандашами на бумаге, но и манкой на подносе, пластилином, маслом - ребенок таким образом испытывает новые тактильные ощущения и знакомится с новым материалом.

Четвертая особенность этого периода - ребенок учится обобщать, т.е. развивает мышление. Конечно, этот процесс начинается гораздо раньше: малыш уже понимает, что мяч - это не только его желтый мячик, но и тот большой зеленый тоже. В два года ребенок может отбирать предметы по признакам (форме, размеру, высоте, типу и т.д.), поэтому он как маленькая золушка с удовольствием отделит семечки от гороха. В начале третьего года жизни уже можно знакомить ребенка с формами (квадрат, круг, овал, треугольник и т.п.), свойствами, размерами, цветом (он, наконец, приобретает значение) и предлагать игры на сортировку. Такие игры можно сделать самим из любого подручного материала. Осень особенно благодатное время: желуди, каштаны, шишки, ветки, листья – все это поддается сортировке по типу, размеру, цвету. Искать дома различные формы и фигуры, зеленые предметы, раскладывать по парам носки и т.п.

И по-прежнему актуальными остаются занятия-подражания взрослым: любую помощь по дому стоит поощрять и мягко направлять в нужное русло. Мы с Таей очень любим печь: она с радостью и уже довольно ловко размешивает тесто для маффинов, лепит и вырезает печенья, потом подбегает каждую минуту к духовке.

Итак, что должно быть в игрушечном арсенале ребенка на третьем году жизни:

1. Большинство игрушек второго года жизни (см. предыдущую статью)

2. Фигурки животных

3. Конструктор с крупными деталями

4. Всякие мелкие предметы, желательно основных цветов, чтобы их же можно было использовать для игр на сортировку. Например, игрушки БУКАРАШКА отлично сочетаются между собой. И нам очень нравится играть с радужными куколками, развозя их по своим домикам из плашек.

5. Фигурки для инсценировки сказок

6. Книжки-гляделки (виммельбух)

7. Посильные игры на логику (например, “Сложи квадрат” Никитина и подобные), туда же пазлы из 2-3 деталей для начала, постепенно увеличивая количество деталей

8. Шнуровки с деталями 2-3 см (например, деревянные бусины БУКАРАШКА, которым можно найти 1001 применение в играх)

Время, которое вы проводите со своим ребенком, лепя, вырезая, рисуя, рассыпая манку по углам кухни, играя бесконечное число раз в прятки и догонялки - это самое ценное и полезное, что вы можете дать своему ребенку. Так что играйте с удовольствием!