Блог об игрушках



22 февраля 2017

Особое обаяние
Дерево выразительно, обработано течением времени. Благодаря своей прочности, оно может служить нам очень долго. Красота дерева в его эстетике: оно рассказывает нам историю природы и жизни. Когда его путешествие через поколения подходит к концу, оно может вернуться обратно в природу.

Звук
Дерево имеет теплое и яркое звучание. Инструменты, сделанные из дерева, передают полный звуковой спектр.

Запах
Запах дерева позволяет нам почувствовать его оригинальность, чистоту и искренность.

Вкус
Помните ли вы вкус дерева? Дерево не требует добавок, что делает его идеальным для изготовления зубных колец, погремушек и хваталок для наших малышей. Открытая и неровная поверхность дерева поглощает влагу, таким образом, на ней не могут размножаться бактерии – они просто погибают. В дополнении, некоторые виды дерева имеют определенные антибактериальные свойства.

Ощущение
Теплота и уникальная поверхность делают дерево приятным на ощупь.

Чтобы подчеркнуть выразительность дерева, мы всего лишь покрываем его глазурью и маслом.

4 декабря 2016

В прошлой статье мы выяснили, какие игры и игрушки нужны малышу до года. Сегодня разберемся, как выбрать игрушки на втором году жизни, как и во что играть, чтобы игра приносила удовольствие и пользу.


Основная деятельность

Чтобы понять, что нужно и интересно малышу в этом возрасте, необходимо сложить общее представление о том, как он в этот период развивается, чему учится. Тогда, внимательно наблюдая за ребенком, вы сможете предложить ему не просто набор игр и игрушек, а именно то, что заинтересует его. Ведь у каждого ребенка свои предпочтения и свои темпы развития.

Итак, ребенок второго года жизни учится ходить ­­– это расширяет границы его мира и его возможностей. Он может дотянуться, залезть, проникнуть туда, куда раньше не мог и мечтать.

Новые возможности тела открывают и новые возможности для развития мозга. В поле зрения и пользования малыша попадает все больше предметов, которые он с интересом изучает. В каждой комнате есть свои особенные и привлекательные предметы. Кастрюли с крышками, чашки, ложки – на кухне; расчески, ватные палочки и диски, тазики и тряпочки – в ванной; телефоны, пульты, книги, всякие мелочи – в гостиной; игрушки, книжки – в спальне/детской. Можно сказать, что в начале первого года ребенку вполне достаточно того, что он найдет в квартире.

Основная деятельность в начале второго года жизни – предметная, то есть изучение форм, свойств предметов. Ребенок учится пользоваться всем, что попадает ему под руку, особенно тем, чем чаще всего пользуются взрослые дома. “Все познавательные способности малыша: мышление, внимание, память - развиваются в процессе действий с предметами <…> Овладение предметными действиями расширяет представления ребенка о мире вещей, способствует развитию ловкости движения рук.” [1]

Таким образом, для ребенка второго года жизни важно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, взаимодействовать с предметом, чтобы понять, что это и как этим пользоваться. Поэтому “живые” предметы гораздо полезнее, чем картинки из книжки.

Основное, на что обращает внимание ребенок в этом возрасте – форма и величина предмета. Опытным путем он соотносит предметы различной формы, различного размера, но практически игнорирует цвет. Это не значит, что он не различает цвета, или что яркие краски не привлекут его внимания. Это значит, что цвет не является для него важным отличительным признаком предмета. Для него важнее, что мяч круглый и большой, прыгает и катится, чем то, что он желтый. Цвет начнет иметь значение после 1,5 лет, ближе к 2 годам.

Еще одно важное действие – подражание. На втором году жизни ребенок начинает все больше подражать взрослым, копируя их действия: разговаривает по телефону, подметает пол, укладывает спать свою куклу. Это значит, что пришло время процессуальной игры. Это очень важный для развития вид деятельности малыша, потому что такой игрой он подтверждает свою причастность к данному социуму, к семье, стремясь жить с ними общей жизнью. Поэтому задача родителя заинтересовать ребенка такой игрой, показать ему, как здорово приглашать кукол в гости и что можно поговорить с бабушкой в любой момент по тапочку, что он неоценимый помощник в уборке дома. Для первых таких игр практически ничего не нужно кроме нескольких игрушек, о которых мы поговорим дальше.

Подводя итог, скажем, что для гармоничного развития головного мозга малыша нужна определенная среда – насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Стимулы, которые оптимизируют развитие мозга, - это общение ребенка с родителями и другими людьми, управление окружающими предметами (кубиками, песком и т.п.), решение различных задач (соотнесение форм, размеров, цветов и т.п.), получение нового тактильного и другого сенсорного опыта. Чем больше такого рода стимулов получает мозг, тем успешнее проходит его развитие.Поэтому задача родителей – обеспечить ребенку такой опыт, создать такую среду, в которой ребенок мог бы своободно передвигаться и обучаться новому, получать новый опыт. Да, некоторые предметы могут быть опасны и очень опасны. Об этом стоит позаботиться: что-то убрать подальше, а чему-то научить, объяснить. При этом важно не переусердствовать: ребенку полезно учиться и на своих ошибках тоже (только под контролем взрослых).


Игры и занятия

Как я уже писала выше, большинство игрушек для ребенка в возрасте года – не игрушки. Кастрюли, миски, ковшики, ложки, бутылки, крупы, бусины и пуговицы, нитки, шнурки, ленточки, кусочки ткани, фрукты, овощи, цветы… Что со всем этим может делать ребенок?

Например, пока я возилась на кухне, дочка с удовольствием разбирала кухонные шкафы с принадлежностями. Перебирала кастрюли, подбирала к ним крышки, вкладывала туда прищепки, крышки от банок, картошку, пакетики. Вообще, что-то куда-то вложить, потом выложить и переложить – очень популярное занятие в возрасте 1 - 1,5 лет. Поэтому всякие миски, коробки, мелкие предметы у нас всегда в изобилии и в свободном доступе.

С ребенком полезно разбирать пакеты из магазина. Сначала ребенок просто все вытаскивает, позже запоминает, где что лежит и помогает относить на место крупы, овощи, свои соки и кефиры. И это тоже поле для обучения: чем изучать овощи по фотографии, лучше их пощупать, попробовать на вкус, узнать, какие из них нужно почистить, какие просто помыть, и сделать это вместе с родителями.

Раз уж мы заговорили об играх на кухне, то нельзя не упомянуть сенсорную коробку, которая была и остается у нас хитом. В нее я положила всякий разный рис, пшенку, макароны разных форм, крупные бусины, ракушки, камушки. Периодически что-то добавляю, что-то убираю, чтобы поддерживать интерес. Также важен инвентарь: каждый раз я подкладываю разные ложки, половники, бутылки, миски, банки, сито, воронку чтобы было интересно пересыпать. Рекомендую сначала все крупы промыть и просушить, иначе весь ребенок будет в пыли, как было у нас. Но пусть вас не останавливает уборка – пропылесосить кухню займет пять минут, а польза для ребенка от таких занятий колоссальная!

Тут важно уточнить, что примерно с года дочка перестала пихать в рот все, что плохо лежит, и я всегда находилась рядом, если она играла с мелочевкой.

На кухне вообще много дел, которые можно делать вместе с ребенком: помыть посуду, подмести пол маленькой щеточкой, вытереть со стола, замесить тесто и вырезать печенье, сварить кашу и посолить суп. Задача родителя проста и сложна одновременно: расслабиться и позволить ребенку исследовать мир. А, ну и смириться, что уборки будет много :)

Даже если у вас дома не нашлось круп, то уж точно у вас есть вода. Игры с водой тоже очень полезны и увлекательны для ребенка. Воду можно переливать: из одной емкости в другую, из большой чашки в маленькую (и заодно узнать, что она не помещается), из широкого горлышка в узкое (с помощью воронки), можно черпать ложкой, руками, ситом (заодно узнать, что ничего не выйдет). В воде можно топить разные предметы и узнать, что одни легче и всплывают (например, губки, мячики и пластиковые шарики), а другие тонут (например, полная бутылка воды, камни). Воду можно замораживать и размораживать, еще интереснее заморозить в воде игрушки, цветы, разные предметы, а потом топить лед в ванной и смотреть, как он тает, а игрушки отлепляются.

А еще в ванной можно рвать туалетную бумагу, смывать ее в унитаз и смотреть, как она там тонет, помогать маме загружать и разгружать стиральную машинку, утащить швабру, чтобы помыть пол в квартире и повозиться с прочими разными тряпочками и губками. Разбросать и собрать обратно ватные диски и палочки, помазаться кремом (пока мама не видит).

В комнате, помимо игрушек, тоже много интересных и полезных занятий. Например, помочь маме заправить постель и заодно поиграть в “ку-ку” под простыней, спрятать под одеялом свою куклу, а потом ее найти, попрыгать на подушках, покачаться в одеяле. Можно построить дом из стульев и одеял (мы использовали для этого также ДСК и коврик-пазл) - дети всех возрастов обожают норки и маленькие уютные пространства. В свой домик можно позвать кукол и плюшевых зверей, угостить их чаем и покормить кашей.

У нас пользуются успехом игры с одеждой: Тая любит помогать мне снимать и развешивать белье на балконе. Я ей натянула свою веревочку пониже, чтобы она могла сама повесить свои вещи. Пока без прищепок - это еще сложно, но их можно подавать маме по одной, называть заодно цвета, отщеплять (пока просто потянув). Затем мы раскладываем белье по стопкам – играем в сортировку: по цвету, по типу (штаны-кофты), по принадлежности (папино-мамино-Тасино), по размеру (папины носки большие, а Тасины маленькие). Заодно можно потренироваться все это надевать – тут уж как получится, и неважно, что штаны на руках, а трусы на голове.

И еще два занятия, которые нравятся детям:


Рисование

Интерес к рисованию у некоторых детей проявляется уже до года. Ну, не к рисованию картин, конечно, а к тому факту, что его ладошки в краске оставляют след. Пока он исследует материал: краски, кисти, бумагу - пробует на вкус, растирает руками, рисует на себе. И не стоит этому мешать. Лучше подобрать безопасные материалы: например, изготовить пальчиков краски самостоятельно. Но не только краски оставляют след: свекла, ягоды, цветы, подкрашенный кулинарными красителями или соком лед.

Для рисования удобно использовать большие листы картона или рулоны обоев. Чем больше места, тем лучше и для ребенка и для чистоты пола. О детском рисовании мы еще обязательно поговорим в отдельном посте.

Рисовать можно и в ванной. Теми же пластиковыми красками или карандашами для ванной - и то, и другое хорошо отмывается. Но краску можно смешивать, она окрашивает воду и губку, что более увлекательно и полезно для ребенка.


Лепка

Тесто и пластилин - это то, что нужно маленьким пальчикам. Можно сделать его самим, можно купить мягкий пластилин. Например, у Play-Doh есть серия без глютен - специально для малышей, которые все тянут в рот. Для начала хватит одного-двух цветов. Что с ним делать малышу, который еще не может слепить ни мышку, ни свинку: жать, мять, прилеплять на бумагу, катать колбаски и шарики, чуть позже раскатывать лепешки. Тут очень важна роль родителя, который будет сидеть рядом и показывать, что можно делать с пластилином, как катать колбаски и шарики, разрезать их ножиком на кусочки, раскатывать лепешки скалкой и вырезать формочками. Кстати, у нас нет специального инвентаря: скалка - барабанная палочка, ножик - из набора одноразовой посуды, формочки - для печенья из фикспрайса.


Игрушки

И все-таки, некоторое количество игрушек необходимо. Но их не должно быть слишком много, также не следует выдавать всю кучу сразу - ребенок не сможет сфокусировать внимание, будет не играть ими, а разбрасывать, в итоге потеряет всякий интерес. Чтобы ограничить зону игры, мы позаимствовали технику у Марии Монтессори, - какие-то игрушки я выдавала на подносе или на ковре.

Уже с полутора лет у ребенка появляется интерес к порядку и с этого возраста его можно привлекать к уборке пространства после игры.


Как выбрать игрушку

Игрушка для ребенка любого возраста должна соответствовать нескольким критериям:

1. Соответствовать возрасту и возможностям ребенка: не стоит торопить события и предлагать то во, что ребенок играть еще не сможет, так же, как и не стоит давать слишком простую игру – и к тому, и к другому ребенок потеряет интерес. Игрушка также должна соответствовать размерам самого ребенка, удобно лежать в руке.

2. Открытость для инициативы: чем больше вариантов игры предполагает предмет, тем лучше и интереснее.

3. Внешняя привлекательность, новизна: не слишком пестрые краски, приятный на ощупь материал (дерево, мягкий пластик, натуральные ткани), эстетичность – все это вызывает желание возвращаться к игрушке, изучать ее снова, кроме того, внешняя привлекательность игрушки воспитывает чувство прекрасного.

4. Прочность: дети не всегда используют предметы по назначению, часто проверяя их на прочность, и могут расстроиться, если после первого же эксперимента она расколется.

5. Соответствие морально-этическим нормам: игрушка не должна провоцировать агрессию, обижать чувства, высмеивать недостатки других людей. [1]

Таким критериям соответствуют деревянные вальдорфские игрушки БУКАРАШКИ, Grimms, рекомендованные Центром игры и игрушки МГППУ.

Самое главное:


Куклы

  • Не больше 3. Например, тряпичная кукла, пластиковая и “голыш”, которого можно купать.
  • С нейтральными выражениями лиц: идеально подходят Вальдорфские куклы из натуральных тканей, с добродушными, при этом не выражающими конкретных эмоций лицами.
  • Разного размера, до 30 см
  • Кукольные принадлежности:
  • Кровать (достаточно коробки из-под обуви)
  • Небольшое количество одежды, которую ребенок сможет надеть сам: шапочка, распашонки.
  • Набор посуды покупать необязательно – пока для ребенка это неважно.
  • Коляска

Как играть: Имитировать реальную жизнь: кормить, купать, одевать, укладывать спать, ходить в гости. Разыгрывать реальные поучительные ситуации (умываться, принимать лекарства и т.п.).


Мягкие игрушки:

Несколько реалистичных зверей с нейтральными выражениями мордочек (кошки, собаки, зайцы и т.п.) из качественного материала


Перчаточные куклы

Как играть: как с куклами, разыгрывать спектакли по прочитанным сказкам или ситуациям из жизни.

Польза: Ребенок осваивает мир человеческих отношений, в которые он вовлечен ежедневно, позже – выражает себя через действия кукол. Проигрывая различные ситуации, можно помочь ребенку побороть его страхи, обучить его.


Мячи:

Разного размера: большой надувной мяч, за который можно держаться и ходить, средний мяч, чтобы катать и бросать, небольшой мяч (для тенниса, для пинг-понга), воздушный шарик.

Разной прыгучести

Разной фактуры: шершавый, с пупырышками и т.п.

Как играть: катать друг другу, бросать-ловить, пинать ногами, скатывать с горки, катать клюшкой, палкой или ракеткой, катать по туннелю.

Польза: развивают ловкость, координацию, крупную моторику


>Кубики и конструкторы

  • Простые деревянные кубики цветные или неокрашенные. Кубики БУКАРАШКИ передают натуральную текстуру дерева, сохраняют натуральную кривизну – это не просто гладко отполированные кубики, а слегка шершавый и потому полезный для детских ручек материал. Кубики, мостики, дуги приятных и не слишком ярких цветов стимулируют детское воображение на постройку самых замысловатых построек.
  • Небольшое количество деталей
  • Конструктор с крупными блоками

Как играть:

  • Интерес к конструктору только начинается, поэтому сначала строить будут родители, а малыш с удовольствием ломать.
  • Ближе к 2м ребенок уже попытается строить собственные башни (и также радостно их крушить).
  • Можно строить домики для маленьких игрушек (например, «Друзья радуги GRIMMS»), ферму для животных, сценки из сказок (например, Теремок).
  • Кубики разных цветов можно затем использовать в играх на сортировку цвета.

Польза: развивает образное мышление и воображение, ловкость рук и мелкую моторику (при стыковке деталей), целенаправленность действий (строим высокую башню)


Стаканчики-вкладыши

кубики/стаканчики/цилиндры, Деревянные или пластиковые Матрешки

Как играть:

  • Стаканчики-вкладыши можно использовать по-разному: прятать внутри предметы, играть в “наперсточников”, раскладывать в стаканчики предметы по размеру стаканчика, играть с сыпучими предметами, строить пирамидки.
  • Раскладывать предметы в стаканчики по цветам

Польза:

  • ребенок учится сопоставлять форму, размер, тренируя наглядно-действенное мышление
  • развивает мелкую моторику
  • тренирует цветовосприятие, помогает разучивать цвета

Машинки:

небольшие, которые можно скатывать с горки, грузовики, чтобы перевозить кукол и игрушки заводные и механические (с 1,5 лет)

Как играть: катать за собой на веревочке, перевозить игрушки, скатывать с горки на перегонки. Чуть позже строить дороге (например, на улице на асфальте или дома скотчем на полу) и катать по ним от пункта А до пункта Б.


Сортеры и вкладыши:

  • Для начала самые простые сортеры с крупными и понятными, узнаваемыми деталями (треугольник, круг, квадрат, звезда)
  • По мере взросления ребенка задачу усложнять: большее количество деталей, сложность форм, различные цвета
  • Рамки-вкладыши с сюжетными картинками
  • Для сортировки и раскладывая фигурок можно использовать различные приспособления, например крупный пинцет. Он уже входит в набор сортера GRIMMS, в котором фигурки можно раскладывать по типу (рыбка, звездочка, сердечко) и по цветам (в цветные стаканчики).

Как играть:

  • Изучать формы, сравнивать размеры (большой/маленький), формочки от сортера хорошо подходят для игр с песком и тестом.
  • Позже – сортировка деталей по различным признакам.
  • По сюжетным картинкам можно рассказывать различные истории.

Польза:

  • развитие восприятия формы и размера
  • ребенок учится узнавать предметы по контурам, сравнивать по величине

Пирамидки:

Классическая пирамидка с конусообразными колышком и кругами различного диаметра Пирамидка с различными деталями, колышками, предполагающая разные варианты сборки.

Как играть:

  • классическую пирамидку к 1,5 годам ребенок научится собирать сам, без помощи взрослых. Такая пирамида хороша тем, что она сама подсказывает, правильно ли она собрана. Правда, в начале малыша будет устраивать любой вариант сборки.
  • С кольцами от пирамидки можно играть и отдельно, выкладывая их на полу по размеру, называя цвета. Более замысловатые пирамидки будут интересны ближе к двум.
  • С радугой GRIMM'S – пример неклассической пирамидки, с которой можно придумать множество игр для разного возраста: сначала как с классической пирамидкой, собирая дуги по размеру, от меньшего к большему и наоборот; как тоннель для машинок и мячей; как конструктор; как сортер и т.п.

Польза: ребенок учится соотносить размеры, работать по образцу, учится различать цвета, развивает моторику. Пирамидки с разными вариантами сборки развивают образное мышление.


Бусы-шнуровки

Для начала крупные с большими дырочками, позже – мельче

Различных форм и цветов

Как играть: продевать бусины на шнуровку, сортировать бусины по типу, использовать фигурки как предметы-заместители в других играх.

Польза: развитие мелкой моторики


Кинетический песок:

Для начала достаточно 1,5-2 кг

Понадобится также:

  • Песочница или емкость с низкими бортами для игры
  • Небольшое количество инвентаря: меленькие лопатки, формочки
  • Мелочи, чтобы закапывать их в песке

Как играть: как с обычным песком, строя сооружения, перебирая руками, пряча в нем мелочи

Польза:

  • развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность
  • развивает воображение
  • успокаивает
  • приучает к концентрации внимания

Игрушки для улицы:

  • Лопата, совок, грабли
  • Сито
  • Ведерко
  • Формочки
  • Лейка
  • Мелки (1-2 цвета)

Также полезно иметь, но можно обойтись:

  • Игрушки-каталки (тележки, коляски, на палочке, на верёвочке)
  • Забивалка (молоточек и колышки или шарики)
  • Busy-board (доска с различными окошками, замочками, материалами) – рукастый папа или дедушка может сделать сам из антресольных закромов.
  • Юла
  • Музыкальные инструменты (дудка, ксилофон)

Игрушки, которые станут интересны ближе к 2 годам:

  • Маленькие пазлы (мягкие, картонные из не более чем 3-4 деталей), составные картинки
  • Сортеры по цветам (легко делаются самостоятельно)
  • Мозаика с крупными деталями
  • Рыбалка
  • Реалистичные фигурки животных

Что еще нужно иметь дома:

  • Картон. Мы храним все свои коробки и радуемся, когда соседи покупают крупную бытовую технику и выставляют коробку за дверь. Большая коробка – это целый дом, или корабль, или машина, или туннель. Картон – это материал для различных поделок и подходящий материал для рисования.
  • Коробки из-под яиц тоже очень ценный материал: из них можно сделать сортер, в ячейки хорошо раскладывать шарики разного размера.
  • Всякая мелочь. Обычно она и так в изобилии водится дома: бусины, пуговицы,, камушки, нитки. Кое-что можно докупить: шарики марблс, помпончики, синельная проволока, деревянные бусины и шарики разного размера. Все это можно использовать в различных играх на сортировку и игры на развитие мелкой моторики.
  • Материалы для поделок Цветная бумага, клей, картон, наклейки, блестки, двусторонний скотч, цветной скотч… ну вы поняли – все, на что хватит вашей фантазии…
  • Так что, прежде чем что-то выбросить, подумайте, как можно применить это в играх с ребенком. Например, у меня валялся пакет с ветошью, который я собиралась вынести на мусорку. Порывшись в нем, я обнаружила, что я чуть не выбросила отличный сенсорный материал: там нашлись ткани разной фактуры. Из этого богатства я сделала сенсорную коробку с сюрпризом: напихала в нее ткани, бумагу, фольгу, пакеты, а между ними спрятала небольшие игрушки. Тая долго разбрасывала содержимое, а потом складывала его обратно. В другой игре голубая бархатистая ткань послужила нам рекой.


Источники:

[1] Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки: учебно-методическое пособие / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина и др.

[2] Во что играют наши дети: игры и игрушки в зеркале психологии / Е.О. Смирнова

15 сентября 2016

Есть ли правильный возраст для изучения иностранного языка

Многие родители задаются вопросом о том, когда лучше начать изучать иностранный язык со своим ребёнком. У специалистов много мнений на этот счёт, и сегодня мы постараемся поделиться с самыми расхожими из них и разобраться, в каком же возрасте стоит начинать занятия.

В том случае, если ребёнок не растёт в мультинациональной среде, например, в русскоговорящей семье, проживающей за границей, или в семье, где у родителей разные родные языки, стоит ответственно подойти к началу изучения иностранного. Многие специалисты считают, что лучшее время для начала изучения иностранного наступает тогда, когда ребёнок хорошо овладел фонетикой родного языка и приобрёл неплохой словарный запас. Разумеется, это зависит от развития того или иного малыша, но в целом начинать обучение можно в возрасте 5 лет.

Тем не менее многие педиатры считают, что лучше отложить изучение до 10-11 лет, когда ребёнок будет способен лучше концентрироваться и осознанно подходить к процессу обучения.

Многое зависит также от того, какую цель преследуют родители: для владения языком на уровне билингва занятия необходимо начинать с малых лет, и лучше всего с носителем языка, для правильного усвоения фонетики. В таком случае оптимальным решением было бы начать прививать ребёнку знания о языке в раннем возрасте и продолжать обучение на протяжении нескольких лет. Но тогда подход к самому процессу обучения должен быть совершенно разным: с малышами лучше заниматься в игровой форме, в то время как с детьми 10-11 лет можно практиковать академическое преподавание.

14 сентября 2016

Мнение психологов о раннем развитии

Многие родители преследуют идею раннего развития своих детишек, преследуя цель «Чем раньше, тем лучше». Но в последнее время всё чаще сталкиваются с мнением о том, что «раньше» вовсе не значит «лучше», а также с тем, что многие вкладывают в это понятие совершенно разный смысл.

Но что же именно подразумевается под «ранним развитием»? Некоторые считают, что это знание цифр, букв и иностранных слов, но это совсем неправильно. Не стоит путать развитие с обучением, и в раннем возрасте для ребёнка гораздо важнее именно развитие, которое складывается из развития речи, предметной деятельности (то, как малыш взаимодействует с предметами: пересыпает, переливает или открывает, а позже – сравнивает и группирует), а также крупной моторики (например, умение ходить), за которой следует развитие мелкой моторики. Главный критерий успешного раннего развития это то, как ваш малыш справляется с этими задачами. И именно эти факторы станут основоположниками того, как именно он будет развиваться дальше.

Например, методика Марии Монтессори как раз занимается ранним развитием детей и учит их познавать мир таким образом, чтобы он учился познавать мир вместе с другими детьми разных возрастов, в которых каждый малыш играет самостоятельно и выполняет задания со специальными обучающими материалами.

Какую именно методику раннего развития выбрать – личное дело каждого, но очень важно не перегружать малыша занятиями и обучением, а вместо этого направлять его и знакомить с этим миром постепенно.

22 августа 2016

КАКИЕ ЖЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ РЕБЕНКУ ДО ГОДА?

В ожидании первенца, я читала не только книги, посвященные заботе о малыше и психологическому взаимодействию с ним, но и про «раннее развитие» и влияние игрушек и игр на ребенка. Поэтому наказала всем бабушкам, дедушкам и прочим родственникам и друзьям не дарить нам абы какие игрушки, или еще хуже все подряд так называемые «развивающие» игрушки, коих сейчас превеликое множество. Хотя думаю, многие из нас прекрасно понимают, что за таким красноречивым названием стоит не более, чем отличный маркетинговый ход. Чтобы вы правильно поняли, я не против игрушек как таковых, но я против безконтрольного заваливания ребенка всевозможными мягкими и «говорящими» игрушками, игрушками с 1001 функцией и прочими им подобными, превращая детскую комнату в отдел магазина «Детский мир».

О том, что первые три года жизни - уникальный период, когда человек обладает особой способностью к восприятию, усвоению информации и обучению, знает уже наверное каждый. И поэтому то чуть ли не каждая вторая мама, боясь не успеть все-все-все за такой маленький период, начинает развивать своего малыша уже сразу по возвращению из роддома. Естественно, все начинается с покупки разнообразных развивающих игрушек (и чем больше и многофункциональнее, тем лучше), ну и месяцев с 4-5 в ход идут развивающие материалы по различным методикам. Находясь в подобном положении, я въедливо пыталась разобраться в вопросе «Что же делать с ребенком до года?», пока все таки не расставила все мысли в своей голове по полочкам.

А все оказалось весьма просто. Главная потребность родившегося ребенка – это потребность в присутствии и внимании со стороны взрослого. Многим родителям сложно говорить «ни о чем», но здесь главное для ребенка не информация, которую вы сообщаете ему, а ласковая интонация и любовь, выражающаяся в проявлении к малышу. Здесь очень пригодятся знания стишков и потешек, которые вы можете помнить из своего детства или же найти в любом книжном магазине и интернете.

«В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка. Младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки – словом воспринимать окружающий мир» [4]. Поэтому начиная примерно с 2-3 месяцев ребенку стоит предлагать предметы для развития зрительного и слухового сосредоточения, чему способствуют такие игрушки, как мобиль и другие подвесные игрушки (колокольчики, дуга над кроватью/коляской). Например, у нас была растяжка на коляску Grimm's, сделанная из натуральных материалов, которая издает мягкие, не пугающие звуки, приятна для детских глаз (красочные цвета, но не термоядерные), и в дальнейшем она стала отличным тренажером для маленьких пальчиков малыша.

Также можно использовать и обычные погремушки. Сначала их демонстрирует взрослый, чтобы заинтересовать малыша видом и звуком игрушки, побудить его следить за ее перемещением. В дальнейшем (месяцев с 3-х) младенец учится самостоятельно хватать и удерживать предметы. И здесь важно, чтобы погремушки были легкие, удобные для захвата, приятными на ощупь и для глаз малыша. Со всем перечисленным отлично справляются погремушки Grimm's из натурального дерева, сохраняющего свою текстуру. А хваталка "Шарики", например, отлично тренирует захват и одновременно массажирует маленькие пальчики, что крайне важно в этом возрасте. В ассортименте Grimm's можно найти подходящую погремушку для самого капризного малыша.
А в качестве стимуляции ползания подойдет "Каталка Радуга" Grimm's, которая легко катится и мелодично звенит, привлекая внимание малыша.

Во втором полугодии, примерно с 7-ми месяцев у малыша появляется потребность не только слушать обращенные к нему ласковые речи, но и взаимодействовать со взрослым, с целью познания окружающего мира. И тут, конечно, что ни вещь, то игрушка. Поэтому Awesome parents в первую очередь за разнообразное пространство, так как для ребенка окружающий мир, – прежде всего предметный мир. И чтобы ориентироваться в этом мире, малышу в первый год жизни как раз и необходимо познакомиться с этим разнообразием, дабы использовать предметы сообразно их назначению в последующем. Таким образом, этот период можно охарактеризовать как свободное манипулирование, в процессе которого ребенок выясняет свойства всех предметов (хрупкость, гладкость, вкус, форму и тд). Теперь становится понятно, почему при наличии солидного арсенала игрушек малыши так мало играют с каждой из них, вопреки желаниям родителей. Так как задача малыша не играть, а исследовать, изучить предмет. И не важно будь то игрушка, домашний тапочек или кастрюля. И ребенку не объяснишь, что нельзя пробовать на зуб грязную обувь или колесо от коляски. В случае если вы не хотите, чтобы ребенок «кушал» предмет, просто сразу уберите его от малыша.
Однако, если же вам все-таки не терпится, то во втором полугодии можно ввести несколько игрушек:
- пирамидку. Классическая пирамидка Grimm's или БУКАРАШКА понравится и детям, и взрослым. Сделана из натуральных материалов, приятная на ощупь и удобная для маленьких ручек. Плюс у Grimm's и у БУКАРАШКИ можно выбрать и размер, и цветовую гамму, и даже форму (круглая, угловая, из многоугольников или цветочков).
- стаканчики. Стаканчики-вкладыши Grimm's станут интересны малышам с 8 месяцев или ближе к году (например, разрушать построенные мамой башни, вкладывать один в другой и т.п.). А на втором году жизни их же можно использовать в играх на сортировку цвета, перекладывания различной мелочевки, пересыпания круп, и они до того времени прекрасно сохранятся.
- мячики. Разные по размеру, цвету и фактуре.
- тактильные мешочки. Легко сделать самостоятельно: в сшитые мешочки или воздушные шарики насыпать любые крупы, фасоль, камушки, макароны, монетки и прочее. Как вариант игры можно искать пару по наполнителю, по цвету, по звучанию.
Однако, не забывайте, что на данном этапе это все еще будут игрушки для взрослого. Ребенок же переходит к предметной деятельности только на втором году жизни. Тогда то все эти и другие игрушки по настоящему заинтересуют ребенка.

Чем больше я читала, тем больше я натыкалась еще на одну мысль. Процитирую наиболее понравившуюся формулировку: «Для нормального развития мозга в младенчестве необходимо прежде всего движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем благотворнее сказывается на развитии ребенка, и особенно его интеллектуальной̆ сферы. <…> Сейчас все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный̆ труд, развивающий̆ руки, как ничто иное, развивает и ум. Утверждение Карла Маркса о том, что «надо работать не только головой̆, но и руками», знают многие, но многие ли догадываются о том, что этот естественный̆ закон природы действует с первых месяцев жизни человека? Через руки малыша, овладевающие разными инструментами и домашней̆ утварью, поступает так много информации в мозг, что он развивается гораздо успешнее, чем если бы оставить ребенка один на один лишь с игрушками»[2]. Таким образом, еще раз подтверждается то, что ребенку первого года не требуется тонна игрушек. И более того, для гармоничного развития малыша (для тех кто озадачен вопросами раннего развития) главное предоставить разнообразное пространство для вашего исследователя. А тут вы на самом деле вольны обставлять и наполнять пространство как вам угодно: многочисленные бытовые предметы, шведская стенка или ДСК (для самых маленьких), различные сенсорные коробки/емкости (крупы, дары природы, каши, пальчиковые краски) и прочее. Какими бы ни были удобными для родителя кроватка или манеж, они не дают ребенку достаточного разнообразия ощущений и ограничивают его физическое развитие. Выпустите малыша и будьте просто неподалеку, чтобы вовремя подстраховать свое чадо или просто познакомить его с еще одним в его жизни чудом.
Тем самым ребенку до года от родителей надо так мало. На основе рекомендаций из книг и своего опыта, я составила следующий список игрушек ребенка до года:

От 0 – 6 мес От 6 – 12 мес
  • Общение с мамой (потешки, разговоры)
  • Погремушки (несколько видов и размеров)
  • Мобиль и др. подвесные игрушки (колокольчики, дуга над кроватью/коляской)
  • Слингобусы
  • Прорезыватели и другие удобные для обслюнявливания предметы с различной текстурой
  • Игрушки для ванной (все, что плавает – уточки, кораблики, шарики, мочалки и прочее)
  • Разнообразное пространство (тут что ни вещь, то игрушка)
  • Мячик
  • Стаканчики/вкладыши
  • Неваляшка
  • Юла или другая заводная игрушка
  • Пирамидка
  • Тактильные мешочки / шарики
  • Игрушки для ванной (мини-коврики, чтобы доставать со дна, пена для ванной, пальчиковые краски и прочее.)
  • И не переживайте, время игр в куклы и машинки, интересных совместных поделок, чтения книг перед сном настанет совсем скоро.

    Если есть желание почитать на эту тему, то Awesomeparents посоветовали бы следующие книги (вообще, по теме игрушек и игр не так много стоящих книг):
    - Е.О.Смирнова «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии». Книга написана авторским коллективом на основе психолого-педагогических исследований Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического института. Авторы очень интересно описывают основные мифы о развивающих игрушках. Рассказывают как правильно стоит выбирать игрушки с психологической точки зрения. И главное в этой книге много написано о важности развития сюжетных игр (виды сюжетных игр, уровни развития игры, и как игра влияет на развитие ребенка, а также есть возможность научиться организовывать игру).
    - Ж.Кац «Игры начинающих мам». В книге очень лаконично написано про игрушки (какие нужны, что в каком возрасте понадобится), замечательно рассказано о создании порядка в детской комнате и большую часть книги составляет описание всевозможных игр с детьми.

    ИСТОЧНИКИ:

    [1] В.А. Аверин. «Психология детей и подростков».

    [2] Б.П.Никитин. «Детство без болезней».

    [3] Ж.Кац «Игры для начинающих мам».

    [4] Е.О.Смирнова «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии».