Сегодня же постараюсь подвести свои итоги на счет темы про соревнования. Думаю, вы уже догадались, что я не "за". Не думаю, что тут стоит приплетать Монтессори метод, скорее просто знания из области детской психологии, хотя и Мария писала об упразднении всяческих наград и наказаний, а это и есть, по сути своей, смысл соревнований - получить ту или иную "награду", будь то что-то материальное, или же просто внимание своего взрослого. Я отлично понимаю, как "работают на взрослых" все эти прибегания к соревнованиям. Мы так много боимся, что дети "начнут нами манипулировать", буквально с рождения. Все эти "не беру к себе в кровать, а то привыкнет", "не буду давать грудь просто так, а то режим собьем", "не буду брать на ручки, а то потом до 18 лет его таскать" и прочее, и прочее, растущее с возрастом, количество родительских страхов на счет своего "авторитета" огромно. Но! Задумываемся ли мы о том, как часто МЫ САМИ манипулируем своими детьми? Подумайте об этом, проанализируйте свои отношения с ребенком, посчитайте кол-во раз в день, в конце концов. И да, все-все "бытовые соревнования", о которых я писала в прошлый раз, это чистые родительские манипуляции. А если связать это с тем, что дети учатся не на том, что мы им вдалбливаем, а на том, как мы себя с ними ведем, то встает вопрос - чего мы вообще хотим то? С одной стороны всячески запрещаем детям "играть на нас", а с другой только и делаем, что "играем на них". И это ввергает детей в фрустрацию, непонимание, внутренний диссонанс - где хорошо, где плохо, как себя вести то, ничего не понятно. И из этого уже может вылиться что угодно, от "плохого поведения" до "просто ужасного кризиса чего бы там ни было". Мораль такова - будьте максимально честными с детьми, если вы хотите, чтоб он быстро оделся, так как вы опаздываете в поликлинику, так и скажите ему об этом прямо, не надо придумывать никаких "наперегонки". Да, вы столкнетесь с "не хочу в поликлинику и не буду одеваться", и вам придется мягко, но твердо это преодолевать, дать поплакать, разделить чувства, прожить конфликт. Это займет больше вашего времени и нервов. Но, через такие ситуации ребенок будет с каждым разом научаться все лучше и спокойнее их преодолевать, сначала с вами, потом самостоятельно. И в один прекрасный день вы услышите от своего 6-7летки (а может и 8-10, кто знает) что-то вроде "Ах, мамочка, я терпеть не могу все эти больницы, а прививки так вообще ненавижу. Но я знаю, что нужно. Ладно, пойдем, я потерплю." И это будет плод тех самых "честных" и "неприятных" переговоров, от которых вас так передергивает сейчас. А какие плоды принесут "наперегонки"? Ну... Громко кричать "я первый" и отталкивать всех с своего пути, наверное, научат. А еще много и горько реветь, если вдруг не первый. Ну и так далее, тут можно долго фантазировать. На всякий случай еще добавлю, к вышеописанному примеру, что то, что вы "опаздываете" - исключительно ВАША проблема. Это вы поздно встали и не разбудили, не рассчитали время, прокопались и т.д. Часто мы переваливаем эту ответственность на ребенка и начинаем злиться, мол я же говорю что опаздываем, ты что, нарочно копаешься? Ну да, нарочно. Попутно проверяя, какого фига вообще с мамой творится, чего она вдруг меня любить перестала ни с того ни с сего. В общем, это лирическое отступление, а то я предвижу вопросы, типа "ну мы же опаздываем, и у меня нет времени на все эти баталии"... А рецепт один, увы - перестаньте опаздывать. Именно ВЫ, взрослый. Так будет всем проще. По крайней мере, перестаньте "регулярно" опаздывать. Все мы люди, и каких-то ситуаций не избежать, вопрос здесь именно в постоянстве. Еще добавлю - не бойтесь случайных ситуаций. Например, Тим ходит в беговелошколу и там в конце занятия проходит "гонка" на беговелах. Да, я не сторонник соревнований, но это не значит, что я буду запрещать ребенку ходить на тренировку, где ему нравится или уводить его раньше,лишь бы в гонке не участвовал и т.д. и т.п. Я просто не делаю никаких акцентов на этом моменте. Он приезжает неважно какой, подъезжает ко мне, и я встречаю его не фразами на тему "ты почти догнал того-то" или "ура, ты самый быстрый и первый" или "ничего, в следующий раз обгонишь" и т.д. и т.п., я говорю ему "привет, малыш, я тебя люблю". Или "я видела, как ты ловко заехал на горку с ножками на подножке", или "я видела, как отлично у тебя сегодня получалось вставать в ласточку" или "ты ТАК быстро сегодня разогнался, ого!" и т.д. Я переношу акцент с соревнования на его личные достижения, и этим самым убираю какие либо разочарования или радость от проигрыша и победы. Если он упал в момент гонки, я не буду его поднимать и уговаривать ее закончить, мол еще успеешь и т.д. (вижу, что многие именно так и делают, мол надо "дожать", и главное не победа, а участие. Я поставлю акценты не на гонку, а на него - "ты сейчас упал", "тебе больно", "ты споткнулся и не удержался, ага, я вижу, малыш. Это обидно, я понимаю"... И, поверьте, чихать и ему и мне на эту гонку. Пока так. В этом возрасте - так. Это мое мнение. Напоследок порекомендую вам пересмотреть, а лучше перечитать "Чарли и шоколадная фабрика" Роальда Даля и пристально присмотреться к девочке Виолетте и ее маме - истинным фанатам соревнований. Мораль, как говорится, искать не придется.
· Сегодня хочу познакомить вас с нашим новым набором от Grimm’s - объемными цифрами. Совсем недавно Тим начал интересоваться ими как таковыми, замечать одинаковые на кнопках лифта, спрашивать "а это какая", показывать пальчиками на те, что ему знакомы и т.д. и т.п. Поэтому я и решила, что этот набор нам сейчас стал актуален. Я много раз писала о важности для маленьких детей прожить новое "руками" - трогать, гладить, ощущать. Эти деревянные фигурки отличный сенсорный материал, с которым можно придумать уйму всяких занятий. Чем мы и будем заниматься в ближайшие недели.

Обратно в Монтессори уголок