Итак, начнем с игр. Милые родители, если вас убеждают, что в "Монтессори НИКАКИХ игр, ни-ни и табу" - возмущайтесь! ;) Даже в текстах самой Марии есть главы, посвященные игрушкам - о том, что в ее классах они БЫЛИ. И кукольные домики, и деревянная хорошенькая мебель, и т.д. и т.п. Вопрос лишь в том, что она неоднократно наблюдала, как дети ПРЕДПОЧИТАЮТ игрушкам ее материалы и пособия. Но это не говорит о том, что детей надо лишить игры и точка. Спонтанная, истинная детская игра это необходимый элемент процесса становления, взросления. Ролевые игры, подвижные игры, речевые и т.д. и т.п. - все это очень важно и своевременно именно в раннем детстве. В общем, первое, на чем я делаю акцент, если вы стремитесь к реализации Монтессори метода в своей семье - не надо бояться игры и игрушек. Просто во всем нужен здравый смысл и всему нужно свое время. "Свободная работа" - так называют время, которое ребенок проводит в М-классе. Слово "игра" теоретически, тоже могло бы тут использоваться, но, честно, увидев сосредоточенные мордашки детей в моменты концентрации, пусть даже если это всего лишь годовасик, катающий машинку по манке раз за разом, наблюдающий за тем, как она оставляет след - вы сами не сможете назвать это просто "игрой". Потому что это настоящая работа, сложная и важная работа по познанию мира, по построению самого себя. Поэтому да, вы не услышите в рассказах от Монтессори педагогов про своего ребенка, что он сегодня "увлеченно играл с розовой башней", а вот то, что "он сегодня долго и сосредоточенно работал с коричневой лестницей и блоками цилиндров" – запросто. В общем, это "наша" терминология, общепринятая. Правильные слова придают вес и вселяют уверенность, вы же понимаете. Но, тем не менее, даже в Монтессори классах всегда есть общепринятые "игровые зоны". Те же куклы, машинки, одежда для переодевания, различные театры и т.д. и т.п. К тому же, всегда есть возможность перейти в двигательную зону или даже отдельный спортивный или музыкальный зал, в зависимости от того, как организовано пространство в вашей школе. Дети сами делают свой выбор, чем заниматься во время свободной работы. Большинство детей, привыкших бывать в среде, чаще всего останавливают свой выбор именно на материалах, а не на игрушках. А вот такие случаи, когда ребёнок раз за разом приходит и выбирает одну и ту же куклу, это уже пища для наблюдательного и внимательного педагога. Значит, надо что-то добавить в среду для этого конкретного малыша, как-то и что-то поменять, помочь ему найти точку "контакта" со средой... В общем, как и пишется во всех книгах, Монтессори метод это не просто фасоль пересыпать и водичку переливать, увы. Это сложный, логичный, слаженный и отточенный механизм из трех неизменных составляющих: среда, ребенок, педагог. И поверьте, нюансов там столько, что всю жизнь можно изучать. А теперь разделим понятие "игра" на зло и добро. Если я правильно поняла причину раздора, то в комментариях упоминалась игра как элемент "заманивания" ребенка, эдакий красивый фантик, в который надо завернуть, чтобы ребёнок "съел". И да, звучит это скверно, если все грести под эту гребенку. Но. Вот ситуация, к примеру. Вечер, на полу полсотни, а то и сотня кубиков ЛЕГО дупло, хаотично и равномерно разбросанные по всем свободным квадратным метрам. В активе ребенок, лет 3-х, который вот-вот перейдет грань добра и зла, ибо устал и спать пора, а так же не очень то ресурсные мама с папой, которым это дупло уже настолько надоело, что хочется его раз и на всегда в помойку и точка. И что, какие варианты? Будем капать уставшему чаду на мозг, что "поиграл-убери"? Я бы сказала, что риск истерики при таком раскладе - очень велик. Оставить как есть? Так это, вроде как НЕПЕДАГОГИЧНО. Нарушение правил, все дела. В общем, тоже не всем подойдет... А если.. На минуточку! Если знать, что этот ребенок, когда устал и злится любит бросаться вещами… Идея! Берем пустую корзину и предлагаем поиграть в дуплобол! Ребенок, я знаю, ты сейчас совсем-пре совсем не хочешь убирать эту огромную разноцветную кучу, но ты только глянь, что я придумала! А дальше... Оттачиваем точность попадания кубиков в корзину и радуемся чистому полу, счастливому ребенку и спасенным нервным клеткам родителей. Ура! Малыш, смотри как чисто стало в нашей комнате, мы отлично потрудились! Теперь можно с чистой совестью идти купаться и читать книжку на ночь. Является ли такой случай противоречием Монтессори методу? Кидайте в меня тухлыми помидорами, господа адепты, но по мне – нет. Да, я тоже против "заманивания" и "запудривания" детских мозгов с целью своей, взрослой выгоды, а-ля "это ложка-самолетик и она сейчас влетит в твой ангарчик" -ибо при этом ребенок забывает услышать себя и найти свои истинные мотивы, он просто глупенько открывает ангарчик на радость маме и бабушке, забыв о том, что совсем не хотел есть. Это да. Но! Научить ребенка, как НЕ САМУЮ приятную и рутинную работу, за которую он ответственен, превратить в веселое, возможно даже совместно-качественное времяпрепровождение - почему нет? На мой взгляд, именно об этом написали в том злополучном посте, который вызвал столько "добрых" откликов. А уж кто что в этом увидел - другой вопрос. Не зря ведь говорят, что «красота в глазах смотрящего». Мое мнение, лишь мое мнение. Я его не навязываю, а просто высказываю. Вы можете соглашаться или не соглашаться, ваше право! А лучше всего - сами докопайтесь до СВОЕЙ истины и живите с ней в мире и добре. Думали мы думали, как сегодня ПОИГРАТЬ с Grimms - и решили его "замочить"! Добавили в комплект к фигуркам пинцет и ведерко и вышла отличная яркая рыбалка. Не бойтесь экспериментировать! Дерево прекрасно плавает. Краски у этой фирмы никуда не "уплывут". Главное - хорошо просушить фигурки после принятия ванны. Просто оставить их на тряпочке или полотенце - достаточно. Главное, на батарею не положить.

Обратно в Монтессори уголок