Игры и игрушки для детей от 3 - 5 лет

February 23, 2017

Итак, давайте разбираться, разделив на два периода. Начнем с игрушек младшего дошкольника 3-4 лет.

Как уже неоднократно говорилось ранее, игра для ребенка - чрезвычайно важное и полезное занятие. Через нее можно ребенка обучить почти всему (подметать, завязывать шнурки, убирать со стола, принимать гостей и прочее), привить различные навыки (самостоятельность, аккуратность, усидчивость и т.п.), и даже разрешить споры, конфликты, преодолеть страхи (путем детального проигрывания этой ситуации с игрушками). Начиная с этого возраста (возможно у кого-то и раньше, а может и чуть позже), у ребенка как раз начинается важный этап - освоение сюжетно-ролевых игр. И здесь важно, что не всякое взаимодействие с игрушкой можно назвать игрой. Без специального обучения ребенок не заиграет. Получается первое главное правило - совместная игра со взрослым или старшим ребенком, т.к. именно они на первоначальном этапе должны "оживлять" игрушку, создавать воображаемое пространство и придумывать сюжеты.

Тут то как раз нам и нужен арсенал различных игрушек, начиная от кукол, заканчивая специальными атрибутами для сюжетных игр. Начинается игра с того, что любимая кукла, мишка или зайчик становятся живыми, и говорят человеческим языком, то есть голосом взрослого. Деткам в этом возрасте очень нравятся игры с небольшими игрушками (10-30см). Они могут быть из любого материала, главное, чтобы было удобно держать в руке. Выражение лиц у кукол должно быть нейтральным, тогда малыш сможет проигрывать как радостные, так и грустные сюжеты, связанные с его собственной жизнью. Отлично справляются со всеми задачами куклы фирмы Grimm’s. Небольшие, удобные, мягкие. У Grimm's сразу можно подобрать столь необходимое куклам убранство. Реалистичная мебель из натурального дерева, которую малыш при желании сможет сам покрасить в нужный цвет. А чудесные переносные домики Grimm's вообще не оставят равнодушным никого. Главное все-таки при выборе куклы или животного обратить внимание не издает ли она (оно) каких-нибудь звуков: от простого звукоподражания до исполнения известных песен. Когда кукла или животное при любом прикосновении начинает петь или тявкать, это тормозит собственную детскую активность, а иногда и вовсе лишает ребенка желания играть с такой игрушкой.

В 3 года ребенку еще трудно принимать на себя роль, поэтому здесь тоже необходима помощь взрослого. Чтобы легче войти в роль или обозначить сюжет можно использовать характерные атрибуты (шапка доктора, ножницы парикмахера, колпак Буратино и т.п.). Но важно помнить, что чрезмерное количество атрибутов тормозит развитие воображение ребенка, так как придумывать и домысливать ничего не надо. А ведь после 3-х лет ребенок вполне может использовать игровые замещения, то есть один предмет может выполнять функцию другого. Например, любой платок может быть бинтом, стаканчики для сортировки - чашечками для чаепития и т.д.

Зачастую в этом возрасте сюжетом является собственная жизнь дошкольника: поход в сад, ко врачу, поездка на дачу, в поезде и т.п. или воспроизведение мультипликационных сюжетов. Поэтому тщательно следите за тем, какие мультики смотрит ваш ребенок. Хорошо, если сюжет не содержит агрессии, а герои имеют отчетливый и нестрашный образ.

Сюжетно-ролевые игры плотно войдут в повседневную жизнь малыша, но важно помнить, что в этом возрасте ребенок очень активен и ему все еще так же интересны игры с мячом, которые отлично развивают ловкость. Только теперь их можно и нужно усложнять:

- закидывание мяча (и большого, и маленького) в навесное кольцо, или же корзину.

- игра в домашний боулинг. Кегли могут быть покупными реалистичными, а еще лучше если вы с малышом придумаете их самостоятельно из имеющихся вам игрушек или материалов, используя ваше воображение для игровых замещений. Что тоже очень важно уметь делать малышам.

- футбол, но уже внедряя несколько правил настоящей игры и прочее.

Для игры на улице детям все также актуальны: большие машины или повозки для перевозки разных грузов; ведерки с лопатками и разными формочками, а также сито или формы с дырочками. Кстати, их же можно использовать и в играх с водой, что малыши безумно любят.

В этом возрасте уже можно всячески экспериментировать, поэтому смело приступайте к изучению химических и физических свойств предметов. Можно купить уже готовые детские наборы для опытов или же приготовить их в домашних условиях (масса различных рецептов в интернете: гашеная сода, лизун, вулкан из соды и прочее). В возрасте 3-4 лет опыты будет показывать взрослый, но возможно через время малыш сможет самостоятельно выполнять какие-то несложные действия под вашим чутким руководством.

Ну и конечно, не стоит ни в коем случае забывать про творческие занималки:

- лепим из пластилина, глины, мастики и все что найдёте;

- рисуем различными материалами (красками, мелками или тем же пластилином) и различными способами (в файле, на молоке, на соде, гравюра);

- вырезаем из бумаги и делаем всякие аппликации. Смастерить красивую поделку малышу самому, конечно, ещё не под силу, но вы можете, например, сделать заготовки, которые он потом с удовольствием наклеит. Использование природных и натуральных материалов в этом процессе несёт многогранное развитие для малыша.

- играем в конструкторы. Начиная, конечно с самых простых классических кубиков. Так, например, у компании БУКАРАШКА есть большой ассортимент кубиков и наборов, начиная от классических кубиков, заканчивая вальдорфскими кубиками из натурального дерева. А строительный наборы позволят в игровой форме начать изучение геометрических фигур или просто творчески подойти к строительству городков и различных сооружений. Но в дальнейшем конструкторы должны быть разные: из разных материалов, с разным принципом соединения, с разными сюжетами.

- собираем различные пазлы и мозаики: классическая (фишки), мазаика-витраж, магнитные и деревянные пазлы, качественные, из натурального дерева, любой расцветки, любой сложности.

- совместная игра в настольные игры, типа домино и мемори. Выбор таких игр сейчас велик и можно подобрать, исходя из интересов и предпочтений вашего ребенка.

Таким образом, для дошкольников 3-4 лет необходимы следующие игрушки.

- маленькие куколки, составляющие семью.

- мягкая кукла 25-30 см.

- пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды.

- убранство для кукол (покупное или сделанное своими руками).

- мягкие звери (2-3 шт).

- маленькие фигурки зверей (дикие, домашние, морские и т.п. соразмерные между собой).

- конструктор деревянный, блочный и др.

- наборы для рисования и лепки.

- машины для перевозки пассажиров и грузов.

- различные предметы-заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного бросового материала (крышки от бутылок, бумажки, лоскутки ткани и т.п.).

- предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и т.п.

- мягкие мячи для дома, резиновые для улицы.

- набор для игры с песком и водой.

- детские наборы для опытов.

- настольные игры

- пазлы, мозаики

В возрасте 4-5 лет игра по праву называется ведущей деятельностью ребенка. Но играть для ребенка не значит развлекаться, ведь это все еще важнейшее средство познания и развития ребенка, а также осознания и утверждение себя в мире.

Главным признаком настоящей игры - самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому.

В старшем дошкольном возрасте игра делится на три вида:

- Ролевая. Предполагается, что ребенок (дети) берет на себя действующую роль, как будто он некто другой: взрослый, животное, кукла и т.д. Через такой тип игры ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

- Режиссерская. Это игра на полу или на столе с использованием маленьких кукол, животных и машинок. И соответственно, ребенок уже не участник, а режиссер событий. Здесь дети увлеченно разыгрывают собственно придуманные истории или же воспроизводят сказки/мультики по своей версии. После 4-х такие игры уходят больше на второй план, уступая место ролевым. Но после 6 лет снова возвращаются с еще большей детализацией и нюансами.

- Игра - драматизация. Суть в том, что на первом плане здесь стоит стремление воспроизвести известный ребенку сюжет (будь то мультик, сказка или фильм) в точности как он есть, не допуская никаких вариаций. К примеру, драматизацией можно назвать спектакль, который дети любят показывать в возрасте около 5 лет, где участвуют и игрушки, и сам ребенок (дети).

Но безусловно, ребенку в возрасте 4-5 лет интересны творческие занятия упомянутые ранее. А также мозаики, пазлы и настольные игры, только все уже будет на уровень сложнее.

Таким образом, 4-5 лет - период расцвета сюжетных игр. И здесь важно, чтобы у ребенка было в арсенале достаточно сопутствующих игрушек:

- 1-2 куклы (мальчик/девочка) 25-40 см с одеждой.

- убранство для кукол (дом, коляска, кроватка и т.п.)

- машины или поезд с открытыми вагонами для перевозки пассажиров и грузов.

- маленькие фигурки зверей (дикие, домашние, морские и т.п. соразмерные между собой).

- конструктор блочный, типа "Архитектор".

- ролевые наборы "Доктор", "Парикмахер" и т.п.

- предметы-заместители как природного происхождения (шишки, камешки, желуди, палочки, косточки и т.п.), так и обычные (лоскуты ткани разных размеров, цветов).

- корзины, коробочки, шкатулки.

- материал для творчества: краски, пластилин, ножницы, разноцветная бумага, мелки и пр.

- готовые детские наборы для опытов.

- настольные игры, пазлы, мозаики.

- игрушки для улицы: мячи, велосипед, самокат и прочее.

Играйте с удовольствием!