Игры детей после 5 лет

14 мая 2018

Ребенок на шестом году жизни - это уже самостоятельный человек, который прекрасно осознает свои потребности, планирует свои действия и в принципе лучше управляет собой.

Рассматривать конкретные игрушки не совсем правильно, потому как в этом возрасте их такое множество, что всего и не перечислить. Целесообразнее рассмотреть какие направления (типы) игр интересны и необходимы ребенку. Я неспроста употребила слово "необходимы", ибо важность игр не уменьшается. Происходит трансформация. На первое место теперь выходят игры с правилами - интеллектуальные и подвижные (спортивные), развивающие важнейшие качества и способности: речь, произвольность, внутренний план действий.

Итак, сюжетно-ролевые игры.

В возрасте 5 лет сюжеты и содержание игр становятся разнообразнее и насыщеннее. Придумывая ситуации и проигрывая их с куклами (зверями), ребенок расширяет свой жизненный опыт. Тем более, что главными действующими лицами все чаще становятся не игрушки, а сами дети. В 5 - 6 лет игра становится полноценным способом творческого самовыражения. Ребенок сознательно создает свою реальность, с мельчайшими подробностями, со своими законами и правилами. Появляются прочные связи с различными видами продуктивной деятельности - пошив одежды для кукол, сборка автомобилей и т.п. И вроде как для этого требуются более детализированные игрушки, но с другой стороны для развития фантазии и совершенствования образного мышления ребенку требуется большой арсенал различных предметов-заместителей: коряга может превратиться в гору, дом, рога, медицинский инструмент и т.п. Тут главное демонстрировать своим примером как можно использовать тот или иной предмет. Примерно к 7 годам можно заметить, что роль сюжетно-ролевых игр уменьшается.

Настольные игры и игры, развивающие умственную деятельность

Каждый родитель осознает важность умения думать, размышлять, считать про себя и т.п. Развивать эти способности можно, начиная с 5 лет. Здесь можно предложить такие игры, как домино, лото, "мемори", шашки, игры - бродилки (где есть старт и финиш), народные игры ("бирюльки", "пизанские башенки" и пр.), пазлы (цельнофигурные, картонные, деревянные, объемные, по мотивам русских сказок и тп.).

Главное, предлагать ребенку игры нужной сложности, с понятными правилами. Ведь в этом возрасте задача игр научить ребенка понимать и принимать условия игры и важное развить способность принимать поражение и не расстраиваться из-за своего проигрыша. Сейчас в игре важен не выигрыш, а прежде всего интерес к процессу игры, т.к. состязательность станет актуальной только к 7 годам.

Примерно в 6 - 7 лет ребенку становятся интересны игры, которые:

- развивают умение планировать, прогнозировать и выстраивать стратегии в зависимости от действий партнера по игре (например, "морской бой", "шашки" и "шахматы", "крестики-нолики", настольные игры - бродилки, "палочки" и др.)

- развивают способность ориентироваться в пространстве и мысленно представлять различные предметы в пространстве (например, игры с поворотами предметов)

- дают возможность приобретения реального опыта решения какой-то типовой задачи, тем самым развивая воображение (всевозможные игры-лабиринты, есть даже компьютерные версии)

Продуктивная деятельность и художественный труд

После 5 у ребенка уже устойчивый интерес к разным видам продуктивной деятельности (целенаправленному изготовлению какой-то поделки). Ребенок не только хочет создать что-то, он уже вполне четко себе представляет, что получится в результате, в состоянии спланировать свои действия и сделать работу самостоятельно. Он уже не отвлекается на спонтанные импульсы, все больше проявляется и развивается способность сконцентрироваться и реализовать замысел. Поэтому сейчас уже для ребенка главное - не следовать чьим-либо советам и выполнять чужой замысел, а воплощать свои собственные идеи. Но постоянная работа со взрослым все еще актуальна и важна, ведь только благодаря этому ребенок может освоить организацию рабочего места и приемы работы с разными (новыми) материалами.

Здесь можно предлагать ребенку всевозможные варианты продуктивной деятельности: лепка, живопись и рисование, ткачество, различные наборы для творчества и прочее. Ребенок в итоге сам определит, что ему нравится больше всего. Для этого отлично подходят товары для творчества Эконорм.

Игры, развивающие ловкость и произвольность

Одним из показателей здорового развития речи и мышления служит хорошо проработанная обща моторика тела и мелкая моторика рук. В движении ребенок максимально учится управлять собой. Поэтому в возрасте 5 лет ребенку необходимо достаточное пространство для подвижных игр (и на улице, и дома). Это и игры с мячом, кольцеброс, "бильбоке" (поймать мячик в стаканчик), "веселые мотальщики" и т.п. А развитие координации движении рук влево и вправо - это выстраивание связей между правым и левым полушарием головного мозга, координация работы различных видов мышления. Тут можно предложить игры, которые требуют ловкого управления обеими руками попеременно. А также игры "рыбалка" и "бирюльки" и т.п.

Что же такое произвольность? А это - способность владеть собой, управлять своим поведением, то есть это и умение побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия ради поручения взрослого, и умение побороть боязнь, преодолеть боль, не заплакать при ушибе. Лучше всего эта способность формируется в играх, в которых ребенку нужно подчиняться правилам. Таких игр невероятное множество, но их можно поделить: подвижные ("море волнуется", "съедобное-несъедобное", "продолжи ряд", "тише едешь" и др.) и настольные (см. выше).

Речевые игры

В речевые игры легко играть, ибо не нужно никаких специальных средств - ни игрушек, ни места. При этом они крайне полезны, т.к. они активизируют "речеговорение", расширяют словарный запас, развивают фантазию, а также умение работать со словами. К таким играм относятся: "Да, нет - не говорить, черное с белым не носить", "Наборщик" (из одного длинного слова надо сложить другие слова), "угадай фразу"(ведущий читает начало фразы из книги, остальные игроки угадывают окончание), "Игра в акронимы" (ведущий загадывает словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетание его первых букв), другие участники отгадывают), а также карточные игры, например, "ерундопель" и "орфограф" и т.п.

Игры на конструирование

В младшем дошкольном возрасте ребенок может и хочет создавать своими руками. Поэтому здесь как никогда актуальны всевозможные конструкторы, модели для сборки, мозаики, головоломки. Игра - конструирование развивает образное и логическое мышление, внимание, целенаправленность, умение видеть в целом предмете отдельные части и собирать из них единое целое.

Для детей 5 лет отлично подойдут сюжетные конструкторы, где можно собрать 3 - 4 предмета на одну тему, разобрать на части и снова собрать, но иначе. Варианты сборки представлены на коробке или в буклете. Можно предложить несложные игры-головоломки или геометрические конструкторы ("Танграм", "Волшебный круг", "Колумбово яйцо", "Головоломка Пифагора", "Пентамино" и т.п.), хотя скорее всего они будут интересны ближе к 6 - 7 годам. Способ игры прост, но требует от ребенка умственной активности и самостоятельности. Для первоначального знакомства отлично подойдут магнитные мозаики-головоломки GRIMMS, которые продуманы до мелочей: удобны для детских рук, качественные материалы, наличие инструкций. По мере того, как ребенок справляется с головоломкой, необходимо усложнять их. В ассортимент GRIMMS можно подобрать конструктор, пазл или мозаику любого уровня сложности. Такие игры развивают воображение, конструктивное мышление и комбинаторные способности.

Главное не забывайте, что, если ребенку уже 5 и более, ему все равно необходимы совместные игры со взрослым. Тем временем игры становятся все более увлекательными, серьезными и иногда даже сложными для взрослых.